Основания для отказа в выплатах по имущественному страхованию
Когда застрахованное лицо обращается за выплатами, страховщики могут отказать компенсировать убытки. Подобное решение мотивируется тем, что нарушены условия, прописанные в договоре. В страховых компаниях не упоминают, что любые условия договора, если они не подкреплены на законодательном уровне, причиной отказа стать не могут. Более того, законные причины трактуются страховщиком в свою пользу либо не до конца понятны страхователю. Решаясь на защиту своей позиции в судебной инстанции, страхователь часто выигрывает процесс и получает компенсацию. Госпошлину оплачивает проигравшая сторона.
Когда закон разрешает страховщику не платить?
Взаимоотношения застрахованного лица и страховой регулируются на основании Гражданского кодекса России. В нем четко прописаны обстоятельства, позволяющие страховщику отказаться от выплаты страховки. Иные причины, в том числе прописанные в условиях страхования, аргументами для суда не являются. Такая ситуация позволяет оспорить действия страховщика, потребовав выплаты оговоренных средств. ГК предусматривает следующие причины для отказа страхователю в выплате:
- Сообщение о наступлении страхового случая позже установленного срока. Стоит отметить, что страховщику придется доказывать, что отсутствие своевременной информации повлияло на выплаты;
- Уничтожение, наложение ареста на имущество (движимое и недвижимое) по решению судебной инстанции или других государственных органов;
- Война и связанные с ней события;
- Забастовки, любые акции общественного протеста;
- Последствия взрыва ядерной бомбы, радиационного загрязнения;
- Умысел, который привел к наступлению страхового события. Грубая неосторожность признается ничтожной, если она не прописана в законодательном порядке.
Обязательство страховщика по выплате возмещения является денежным и за его ненадлежащее исполнение страховщик будет нести ответственность в соответствии со статьей 395 ГК РФ. При этом страховщики могут отказать в компенсации из-за просроченных выплат по страховке, если она оформлена в рассрочку. На основании Письма № 75 Президиума Высшего арбитража России, данная позиция правомочна, если застрахованное лицо уведомлено о прекращении договора.
Что делать, если отказывают в компенсации?
Страховщики намеренно манипулируют юридическими терминами, обосновывая отказ выплачивать страховое покрытие. Такая ситуация дает право застрахованному лицу подать в суд исковое заявление, причем практика решений в пользу истца достаточно распространена. Например, страховка не выплачивается по причине нарушения сроков уведомления компании о том, что наступило страховое событие. При этом страховая организация не обосновывает, как именно нарушение срока повлияло на размер или фактическую выплату. Наоборот, страховые агенты требуют, чтобы клиент доказывал своевременность обращения в компанию.
Примеры судебных решений о возмещении ущерба в пользу страхователя
Федеральный арбитраж СЗО в рамках рассмотрения дела № А56-49535 от 2010 года вынес постановление в пользу истца-страхователя, который требовал страховку из-за угона авто. Страховщики отказали, поскольку сроки уведомления были нарушены. В ходе разбирательства было установлено, что владелец застрахованного транспортного средства предпринял необходимые меры, написав заявление в полицию. При этом нарушение сроков извещения оказать влияние на размер или факт выплат не могло. Страховую организацию обязали выплатить страховку полностью.
Приговор в пользу истца вынесен и при несоблюдении сроков выплаты премии страховщику. В здании, которое было застраховано, произошло возгорание. Страховая отказала в возмещении убытков, поскольку клиент на день просрочил оплату. Судья, опираясь на положения Гражданского кодекса (статья 37), определил, что страховщик вправе расторгнуть договор из-за просроченного платежа, однако обязан уведомить (и доказать в суде факт уведомления) об этом клиента. При отсутствии уведомления покрытие выплачивается полностью в установленном порядке.
Таким образом, официально и в рамках действующего законодательства у страховых компаний довольно мало способов полностью отказать в компенсации ущерба, полученного страхователем. При этом могут быть ситуации, когда размеры выплат существенно занижены, но такое уменьшение окончательной суммы возмещения ничем не обосновано. В таких случаях страхователю целесообразно переводить дело в правовое поле и обращаться в суд.
Заключение
Только положения Гражданского кодекса являются достаточным аргументом при отказе страховой организации в выплате страховки клиенту. Остальные условия (даже прописанные в официальном договоре), которыми страховщик мотивирует отказ, ничтожны, поскольку не подтверждены законодательно. Клиент страховой вправе обжаловать отказ страховщика в судебном порядке путем подачи искового заявления.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Каждый иностранец знает: при несчастном случае или инциденте, повлекшем ущерб имуществу, рассчитывать нужно лишь на себя и на страховую компанию. В Ро ...
-
Прямой материальный ущерб, причиненный пожарами за 2015 год в России, оценивается почти в 2 млрд рублей. Для того, чтобы пострадавшая от пожара сторон ...
-
Согласно ст. 9 Закона РФ № 4015-1 страховым случаем признается какое-либо совершившееся событие, при наступлении которого страховая организация обязуе ...
-
При наступлении страхового случая пострадавшая сторона (страхователь) часто теряется, не зная, что предпринять в первую очередь. Существует алгоритм д ...