Наверх

Государственная политика регулирования социальной сферы и социального страхования в экономически развитых странах

Западноевропейские государства с развитой экономикой обеспечивают защиту граждан от социальных рисков путем соцстрахования и соцобеспечения. Процентное соотношение данных категорий, как и способы финансирования профильных фондов, индивидуальны для каждой страны. Размер пособий и соцвыплат зависит от уровня доходов трудоустроенного лица, от размера бюджета социальной сферы, а также от политики распределения средств между застрахованными лицами при наступлении страхового события.

Цели регулирования

Социальная защищенность работающего населения в Европе базируется на системе соцстрахования как важнейшей составляющей соцсферы государства. Госрегулирование данной области основано на принципах солидарности, субсидиарности, всеобщего благосостояния. Гармонизация этих принципов со сферой рыночной экономики является основанием для социального общества, где соблюдаются интересы всех слоев населения. Выделяют несколько целей госрегулирования социальной системы:

  • Сохранение материального достатка, привычного уровня жизнедеятельности работающих граждан, членов их семей;
  • Обеспечение эффективной занятости;
  • Доступность качественной медицины и образования для всех слоев населения;
  • Предоставление прочих соцуслуг.

Предметом регулирования является занятость трудоспособного населения и его доходы. Концепция государства, которое обязано отвечать за свое население, обеспечивая достойные условия жизнедеятельности и защиту при реализации социальных рисков, ложится в основу социального управления. С 50-х годов прошлого века социальные функции государственных институтов значительно расширяются. Подобная тенденция сохраняется и в XXI ст.

Какие способы существуют?

Восточноевропейские государства стремятся защитить граждан от ряда социальных рисков, которые оказывают непосредственное влияние на уровень дохода (в том числе в пенсионном возрасте), состав семьи, состояние здоровья, трудоустроенность и социальное благополучие в целом. Для этого предусмотрены государственные программы по обеспечению занятости, получению бесплатного образования и базовой медпомощи, реабилитации и др. Среди способов регулирования сферы соцобеспечения выделяют:

  • Финансирование программ социальной направленности из средств госбюджета;
  • Распространение и внедрение добровольного, обязательного соцстрахования;
  • Презентация программ личного страхования;
  • Принятие профильных законодательных актов и постановлений;
  • Контроль выполнения социальных функций профильными ведомствами;
  • Достижение населением благосостояния.

Эффективность регулирования зависит не только от продуманной защиты граждан от социальных рисков, но и от социального равенства всех слоев населения, доступности соцобеспечения и соцстрахования. Главным компонентом соцполитики государства является эффективное распределение национального дохода, что обуславливает достойный уровень и качество жизнедеятельности граждан любого возраста, образования, здоровья.

Периоды развития

Индикатором вовлеченности государства в регулирование сферы соцобеспечения является бюджет, который расходуется на соцзащиту. Во второй половине прошлого века страны Европы тратили на социальные программы от 7% до 10% валового внутреннего продукта. К концу XX ст. увеличение расходов составило до 8% ежегодно, при этом ВВП увеличивался в два раза медленнее. Например, в Англии за 27 лет с 1960 г. расходы на социальные нужды возросли в 2,75 раза, в Японии — в 12,8 раз, во Франции — в 4,6 раз. В 90-е годы в ряде государств Евросоюза на социальные нужды выделялось до 30% ВВП.

Середина 50-х годов XX ст. демонстрировала существенный рост безработицы, поэтому государственная политика была направлена на замещение сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов молодыми соискателями. В Бельгии сотрудник имел право уйти на заслуженные отдых в 50 лет, рассчитывая на 80% от заработка, причем большая часть средств поступала из фонда страхования безработицы. Французы имели право досрочно уйти на пенсию, если на их место будет принят молодой сотрудник. Такой способ регулирования скоро продемонстрировал и отрицательные результаты (пенсионные фонды не справлялись с нагрузкой), поэтому в 90-х пенсионный возраст стали увеличивать, а размер пенсии — уменьшать.

Особенности регулирования в различных странах

Бельгия, Франция, Германия ориентированы на соцстрахование, основанное на договорных принципах. Бюджет страховых фондов пополняется за счет отчислений работающего населения (большая часть) и работодателей. Выплаты по страховому случаю зависят от размера отчислений, поэтому физлицо получит более высокое пособие, если имеет большую зарплату, которая позволяет уплачивать солидные страховые взносы. В Англии, Дании, Ирландии страховое обеспечение меньше зависит от суммы взносов. Финансирование социальной сферы из бюджетных средств обуславливает более равномерное распределение средств между застрахованными лицами.

Государственное регулирование

Выплаты безработным в Финляндии производятся через определенный срок после увольнения с предыдущего места работы, а датчане могут рассчитывать на данный вид пособия только конкретный период. Немцы и австрийцы с пособия по безработице не платят налоговый сбор. За несчастный случай на производстве расплачиваются работодатели, в Бельгии и Нидерландах средства также выделяют страховые компании, а в Германии — профсоюзы.

Заключение

60-е годы XX ст. считаются периодом подъема отрасли соцстрахования. Однако принятые развитыми государствами высокие стандарты социального обеспечения не реализуются в полном объеме. Место госрегулирования все чаще занимают коллективно-договорные формы соцобеспечения.

Советуем почитать: Способы, механизмы и модели государственного регулирования социальной сферы и социального страхования
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще