История социального обеспечения и социального страхования в России
Обеспечением незащищенных категорий населения в Древней Руси занималась церковь и состоятельные князья. Однако формы помощи были далеки от постоянных и зависели от щедрости князя либо его поверенных, которые отвечали за дела благотворительности. Наступление старости, многочисленные болезни, отсутствие работы делали человека беззащитным перед всеми социальными рисками. Единственное обеспечение, которое мог получить больной старик или инвалид, — это милостыня либо помощь собственной семьи. С введением христианства ситуация несколько изменилась.
Первые законы о соцобеспечении на Руси
В 996 г. князь Владимир своим указом утвердил Церковный Устав, в котором на духовенство возлагалась попечительская функция. Церкви и монастыри из своих доходов должны были оказывать помощь неимущим, финансировать лечебные учреждения (богадельни, дома призрения, лечебницы). Несколько десятилетий спустя при больших монастырях стали появляться больницы, в которых оказывали помощь священнослужителям, путешественникам, бедным крестьянам. В городской черте соцобеспечение по-прежнему зависело от благотворительности вельмож. В основу системы легло понятие «призрения», в рамках которого на приют и еду могли рассчитывать бедняки, инвалиды, странники. Оплачивалась подобная помощь из средств десятины, которую платили князья, бояре, церковники, ремесленники, имеющие доход. В начале XVIII ст. церковно-государственное финансирование несколько изменилось, поскольку государство приняло на себя основную часть расходов. Полномочия по сбору и распределению средств были возложены на Монастырский приказ, восстановленный в начале века. Заседателями в этом органе, несмотря на название, были светские чиновники. Приказ оплачивал:
- Работу докторов, которые состояли на госслужбе;
- Содержание приютов, лечебниц;
- Строительство, функционирование смирительных, воспитательных домов.
Также выделялись средства на выплаты вдовам и детям солдат, которые находились на службе и не могли прокормить семью. Реформирование соцпомощи в конце XVIII ст. связано с правлением царицы Екатерины. Меняя формат управления территориями, государыня учредила Приказ общественного призрения, который ведал не только социальной помощью, но и образованием. Главой приказа назначался губернатор, подчинявшийся сенату.
Период до отмены крепостного права
Во время функционирования Приказа перечень категорий населения, которым назначались выплаты от государства, был значительно расширен. Кроме нищих помогали больным, старикам, инвалидам, сиротам, бездомным. Бюджет губернских Приказов общественного призрения формировался из благотворительных пожертвований, производственных взносов, кружечного сбора, отчислений от торговли и транспортных перевозок, юридических операций. На эти деньги содержались:
- Дома для сирот;
- Приюты для незаконнорожденных и брошенных младенцев;
- Богадельни для стариков, инвалидов;
- Работные дома (учреждения, где лицам без заработка предоставлялась работа за еду либо небольшую плату);
- Больницы;
- Лечебницы для лиц с психическими расстройствами.
Однако медицинская помощь была доступна немногим, поскольку за пребывание в больнице, лечение, медицинские препараты нужно было платить. Этот доход также шел на социальные нужды. Лишь после 50-х годов XIX ст. бюджет Приказов стал формироваться из государственной казны, самофинансирование было упразднено. Дальнейшее развитие системы соцпомощи стало следствием отмены крепостного права. Это событие обусловило рост численности рабочего класса, который в активных протестах выражал недовольство государственной системой. В начале 1864 г. царь издал «Положение о земских учреждениях». В необязательный перечень земских полномочий вошли: финансирование больниц, школ, богаделен; содержание учителей, ремонт дорог, помощь голодающему населению и другое.
Россия до 1917 года
Стартовой площадкой для соцстрахования рабочих стала Германия. В 80-х годах XIX ст. в стране утвердили несколько законодательных актов, касающихся страхования трудящихся. В этот период в России работали кассы взаимопомощи, страховые товарищества и другие организации, которые можно считать первыми страховщиками социальных рисков. Несчастные случаи на производстве страховались по двум схемам: индивидуальной, коллективной. При коллективном страховании владелец производства заключал соглашение со страховщиками, снимая с себя финансовое бремя выплат. В начале XX ст. был принят закон, в котором подробно прописывалась гражданско-правовая ответственность хозяев перед работниками, получившими увечье на производстве.
Нормативный документ «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» исследователи считают одним из первых законов, касающихся отечественного соцстрахования.
Положения документа не только защищали рабочих, но и мотивировали владельцев производств активно поддерживать инициативу соцстрахования на государственном уровне. Основой дореволюционного этапа становления соцстрахования считаются законы 1912 г., принятые Третьей Госдумой. Акты касались больничных выплат (в том числе роженицам), пособий по инвалидности. Отдельным законом был утвержден Совет по делам страхования рабочих.
В первых законах оставались неучтенными риски конкретных профессий, условия и продолжительность труда. Больничный лист оплачивали только с четвертого дня заболевания, а на оплаченный отпуск после родов отводилось всего полтора месяца. Однако была сформирована финансовая база для страховых выплат, учитывались принципы страхования. Взносы по страховке от несчастных случаев на производстве вносили только хозяева предприятий, что побуждало их следить за условиями труда.
Послереволюционный период (1917 – 1933 гг.)
Уже осенью 1917 г. новое правительство анонсировало кардинальные реформы соцстрахования, однако на практике реально действующим оказалось лишь утвержденное Советом народных комиссаров «Положение о соцобеспечении трудящихся». Документ предписывал выплачивать пособия роженицам, инвалидам, безработным, пенсионерам и временно нетрудоспособным лицам. Из-за тяжелого экономического положения в новом государстве соцпомощь выделялась, как правило, в виде вещевого и продуктового довольствия. В 1921 г., в период внедрения НЭПа, был принят декрет «О соцстраховании лиц, занятых наемным трудом». Государство стремилось разделить финансовую ответственность с предприятиями, в которых сотрудники работали по найму.
Пособия по каждому социальному риску регламентировались отдельными законами, общей законодательной базы не существовало. Реальная ставка сотрудника составляла размер выплат по листку нетрудоспособности при беременности, однако при отсутствии средств размер пособия урезался до 1/3. Безработные могли рассчитывать на выплаты до половины заработной платы (учитывался стаж, квалификационный уровень). Страховой тариф составлял 28,5%. Впервые средства соцстрахования стали выделяться на профилактические мероприятия: отдых и лечение в санаториях, возможность получать диетическое питание, кормить детей продуктами из молочной кухни.
Союзный совет соцстрахования в 1925 г. впервые утвердил перечень профзаболеваний, разработал тарифную сетку соцстрахования, определил размер соцвыплат. До 1930 г. страховые фонды запрещалось использовать для покрытия дефицита бюджета, деньги должны были идти только на компенсацию социальных рисков. Обозначилась и система управления страхованием: на местах работали профсоюзные страховые кассы, которые подчинялись губернским. Главным органом в системе соцстраха являлось Центральное управление, находящееся в подчинении Народного Комиссариата Труда.
Эпоха профсоюзов (1933-1990 гг.)
В 1933 г. все полномочия по соцстрахованию, включая бюджет, были делегированы Всесоюзному центральному совету профсоюзов. Назначение помощи, контроль правильности начисления пособий, выдача санаторно-курортных путевок и другие функции выполняли профсоюзы на местах. Как следствие — зависимость решений профсоюзов от государственной политики, что выражалось в ряде ограничений для трудящихся, в частности, больничный лист оплачивался лишь на 50% от заработка. Через 5 лет после перехода страховых полномочий к профсоюзам бюджет соцстрахования, который ранее формировался отдельно, был включен в общегосударственный.
Военное время внесло свои коррективы: санатории использовались как госпитали для раненых, инвалидам войны больничный оплачивался в размере 100% от заработка, увеличился период нетрудоспособности для рожениц. После 1945-го года 100% от заработка для оплаты временной нетрудоспособности назначалось рабочим, получившим увечье на производстве или профзаболевание. За 15 послевоенных лет в 5 раз возросло количество санаториев и профилакториев, причем путевки на 70-80% оплачивались профсоюзами.
Важнейшим вкладом периода в развитие соцстрахования стало принятие Советом Министров в 1970 г. Постановления, которое регламентировало выплату пенсий и соцпособий всем членам колхозов. Ранее социальное страхование касалось только трудящихся на производстве, служащих. Однако размер пособий для тружеников сельского хозяйства был меньше стандартного, лишь в 1991 г. права рабочих и колхозников уравняли. 80-е годы были отмечены мерами по усилению социальной защиты для семей с детьми, именно тогда начали выплачиваться пособия малообеспеченным гражданам.
Социальное страхование в системе рыночных отношений
С 1990 г. в России функционирует Фонд соцстрахования, имеющий собственный бюджет. В основе его деятельности лежат Указы Президента РФ, подписанные в 1993 г., и Положение, датированное 1994 г. Рыночные отношения существенно повлияли на систему соцстрахования и соцобеспечения. В разы сократилось финансирование системы профилактики профзаболеваний и травматизма, уменьшилось количество санаторно-курортных комплексов, повысилась стоимость путевок для трудящихся. Выплаты роженицам и семьям с детьми увеличились, однако на фоне глобальной инфляции средств, выделяемых Фондом, недостаточно.
Современная концепция соцстрахования многими исследователями воспринимается как переходный этап от постсоветской системы к новым формам социальной помощи населению. В основе — проблемы финансирования, увеличение количества социально незащищенного населения, недоверие граждан к государственной страховой, пенсионной, медицинской системе.
Реформы, направленные на построение эффективной системы соцстрахования, пока приносят лишь предварительные результаты, зачастую создавая новые проблемы. Многие страны, сталкиваясь с подобной ситуацией, стремятся увеличить взносы граждан и бизнеса в страховые фонды. В России эксперты указывают на возможность сократить расходы, исключив из перечня выплат компенсации при погребении, финансирование внешкольных детских организаций, приобретение подарков, оплату дополнительных выходных и другое. Основным достижением периода можно считать создание и развитие Фонда соцстрахования и других учреждений, обеспечивающих соцвыплаты населению. Стоит также учитывать реформирование медицинской, пенсионной системы социального страхования, введение обязательных видов страховки для работающих граждан.
Заключение
Советская система соцстрахования многими воспринимается как эталон, однако в современных условиях рыночной экономики подобные формы соцзащиты обречены на вымирание. Реформы переходного периода, в основном, нацелены на экономию госбюджета, преодоление демографического кризиса, вовлечение в социальное страхование средств работающих и самозанятых граждан, среднего и крупного бизнеса.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Социальным страхованием называется форма и механизм защиты работающих граждан, членов их семей. Социальная защищенность выражается в обязательном форм ...
-
Функционирование системы соцстрахования нацелено на защиту работающего населения от ряда рисков, связанных с уменьшением или потерей заработка. Размер ...
-
Длительное существование социального соцстрахования в рамках советской экономико-правовой системы обуславливает непростую адаптацию в условиях рыночно ...
-
Проект, в рамках которого соцвыплаты осуществляются непосредственно страховщиком, стартовал в 2011 г. Инициатором выступил Фонд соцстрахования, куда н ...