Наверх

Способы, механизмы и модели государственного регулирования социальной сферы и социального страхования

Женевская конвенция «О минимальных нормах соцобеспечения», принятая в 1952 г., регламентирует ответственность государств за предоставление соцпособий, а также за надлежащее управление профильными службами, которые реализуют механизмы социальной помощи населению. Все системы соцстрахования курируются государственными органами. Если система представляет собой самоуправляемую модель, то контроль государства заключается в формировании нормативной базы, реализации социальных гарантий, закрепленных конституционно. В мире, кроме самоуправляемой модели, внедряется и государственно-профессиональная, а также их синтез в индивидуальной трактовке для конкретного государства.

Механизмы реализации самоуправляемой модели

Данную модель соцстрахования впервые предложил Отто фон Бисмарк, поэтому ее также именуют моделью Бисмарка. Главная особенность — участие работников и работодателей в управлении страховыми учреждениями. Механизм реализации модели основан на функционировании обширной сети товариществ по взаимному страхованию. Финансы страховщиков не имеют отношения к госбюджету, однако их деятельность основана на нормативной базе государства. Управление органами страхования осуществляется сотрудниками и работодателями в равном соотношении. Раз в 6 лет избираются органы самоуправления. Полномочия товариществ:

  • Создание органов страхования на местах;
  • Утверждение норм кратковременного и долгосрочного управления;
  • Развитие медицинской и социальной инфраструктуры;
  • Установление тарифов и выплат (в медстраховании и при производственных несчастных случаях).

Особое внимание в страховании уделяется профессиональным рискам. Страховые взносы работодателя будут тем выше, чем больше на производстве несчастных случаев, чем выше риски профзаболеваний, получения травм. Сильные стороны модели Бисмарка — сосредоточение соцстрахования в одной системе управления, куда входят рабочие и работодатели. Первые получают право голоса в управлении страховыми организациями (через своих представителей), а вторые мотивированы к оптимизации механизмов профилактики травматизма на производстве. Самоуправляемая модель характерна для соцстрахования в Японии, Австрии, Италии.

Государственно-профессиональная модель

Второе название — модель Бевериджа или британская модель соцстрахования. Главная особенность — базовые гарантии соцзащиты всех граждан обеспечивает государство. Работодатели участвуют в профессиональном соцстраховании наемных физлиц. Механизмы негосударственного соцстрахования работают через страховщиков (негосударственные фонды, управляющие организации и др.). Объединяет оба сегмента соцстрахования Национальный страховой фонд. Его полномочия:

  • Координация действий государственного и негосударственного соцстрахования;
  • Фиксация накоплений застрахованных лиц;
  • Сбор финансов на страховые выплаты в рамках госбюджета социальной отрасли;
  • Сбор средств обязательного, добровольного страхования.

Соцпособия ориентированы на утвержденный прожиточный минимум. В сфере профессионального (дополнительного) страхования основой компенсационных выплат является размер заработной платы пострадавшего на производстве застрахованного сотрудника. Для стран, в которых действует модель Бевериджа (Испания, Греция, Российская Федерация), характерна лидирующая роль государства в соцстраховании и соцобеспечении. Здравоохранение финансируется из средств госбюджета, выплачиваются пособия на детей, усиливаются меры по предотвращению безработицы. Сильная сторона такой схемы — возможность получить помощь, независимо от стажа, величины дохода, профессии.

Возможен ли синтез?

Лишь в нескольких государствах вышеупомянутые модели соцстрахования используются в чистом виде. Как правило, применяется синтез из механизмов и способов реализации социальной помощи (Испания, Финляндия, США). Классическим примером объединения моделей является Швейцария, где действует двухуровневый механизм: самоуправление сочетается с государственным регулированием. Базовый (первый) уровень представляет собой государственное соцстрахование, выплаты по которому обеспечивают застрахованному лицу прожиточный минимум. Второй уровень предусматривает дополнительную компенсацию по месту работы. Размер пособия в этом случае составляет около 67% от среднего заработка, с учетом выплат по базовому уровню.

Способы госрегулирования социальной сферы

Контроль государства при синтезе моделей соцстрахования может ограничиваться утверждением нормативной базы и назначением на руководящие должности в профильных учреждениях. Например, в Испании, глава Федерации органов управления соцобеспечения назначается государством, как и другие руководящие сотрудники. Частичное участие государственных структур в управлении органами соцстрахования обусловлено необходимостью практических решений по вопросам государственных гарантий, изменения нормативно-правовой базы в соответствии с современными реалиями.

Заключение

При реализации любой из рассмотренных моделей государство непосредственно участвует в соцстраховании, поскольку услуги, оказываемые страховщиками (даже частными), являются общественными. Такие услуги касаются регулируемых публичным правом интересов застрахованных.

Советуем почитать: Государственная политика регулирования социальной сферы и социального страхования в экономически развитых странах
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще