Проблемы социального страхования и пути его реформирования
Длительное существование социального соцстрахования в рамках советской экономико-правовой системы обуславливает непростую адаптацию в условиях рыночной экономики России. За годы самостоятельности соцстрах так и не стал безупречно функционирующей системой защиты нетрудоспособного населения, однако государство, последовательно реформируя отрасль в сложных экономических условиях, стремится к созданию оптимального баланса между наполнением страхового фонда и распределением выплат.
Дефицит страховых бюджетов
Основной проблемой российского соцстрахования является недофинансирование страховых фондов, которые осуществляют выплаты по страховым событиям. Как следствие — уровень расходов выше доходной части, особенно в сфере медицинского и пенсионного страхования. Существует ряд причин, экономического и социального характера, которые обуславливают данную проблему:
- Недополучение взносов из-за неофициального приема сотрудников на работу, оформление трудовых отношений по гражданско-правовому договору, который не предусматривает внесение работодателем страховых платежей;
- Обязательность нестраховых выплат из бюджета страховых фондов. Сюда относится:
- оплата ритуальных похоронных услуг (до 5562 руб., учитывая индексацию 2017 г.);
- расходы по содержанию (частичному) детских оздоровительных учреждений, детской внешкольной занятости;
- возмещение средств, потраченных на проезд к месту оздоровления и др.;
- Уровень администрирования доходной части негосударственных фондов страхования далек от оптимального;
- Демография. Политика государства направлена на поддержание материнства и детства, что приводит к росту выплат пособий роженицам и женщинам, ухаживающим за детьми до полуторагодовалого возраста. Также на фоне уменьшения официально трудоустроенного трудоспособного населения растет число пенсионеров;
- Незаинтересованность работодателя в полном и своевременном погашении взносов соцстрахования.
Устранение причин финансового дефицита базируется на сокращении количества неофициально работающих граждан, чем должны заниматься уполномоченные органы. Дополнительную (нестраховую) финансовую нагрузку необходимо перенести на иные системы социальной помощи, которые финансируются из госбюджетов разного уровня. Эффективное администрирование возможно только после полного реформирования страховой системы. Решение проблем, связанных с демографической ситуацией, требует системного подхода и времени, достаточного для омоложения трудоспособных слоев населения.
Другие проблемы
Помимо финансовых сложностей существуют и другие проблемы, мешающие эффективному функционированию соцстрахования в государстве. Прежде всего, это нивелирование страховых принципов и замена системы соцстраха социальным обеспечением. В рамках данной проблемы нарушается принцип солидарности и возвратности, когда страховыми услугами могут пользоваться лица, не участвующие в формировании фондов страхования. Возможность для участия в соцстраховании необходимо предоставить и тем, кто на сегодня находится вне системы: для этого формируются негосударственные фонды, например, пенсионного страхования.
Существенное влияние на снижение эффективности социальной страховки оказывают недоработки в правовом поле, когда несовершенство законодательной базы становится причиной финансовых, социальных, юридических проблем. Недовольство со стороны застрахованных лиц основано на частичном неравенстве лиц, претендующих на социальные гарантии. Например, путевки на санаторно-курортное лечение получает ограниченный круг сотрудников, у которых диагностированы определенные заболевания либо имеются льготы. Другие категории работающего населения могут надеяться только на финансовую возможность предприятия. Если оздоровительная база сохранена, то установленный процент страховых взносов может быть направлен на ее содержание. Если же оздоровительно-курортные объекты отсутствуют, то все взносы перечисляются в общий фонд.
Пути решения
Недоверие сотрудников и работодателей к системе соцстрахования выражается в необязательности при уплате взносов. Более широкое информирование, прозрачность распределения средств, интерактивные средства коммуникации с застрахованными лицами могут снять либо уменьшить барьер между страховщиком и страхователем. Законодательная ветвь власти работает в данном направлении, проводя реформы в смежных со страхованием отраслях (пенсионной, медицинской, налоговой).
В страховании от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний более 2/3 средств идет на оплату лечения, реабилитации. Лишь 4% взносов тратится на профилактику заболеваний и травм, обусловленных вредными условиями на производстве.
Подобное распределение неэффективно, поскольку предупреждение увечий и хронических болезней при должном финансировании может экономить средства на оплату больничных листов, регрессов, пенсий по инвалидности. Продуманное и взвешенное законотворчество решает ряд бюрократических нюансов, закладывает базу для формирования и модернизации страховых отношений в системе соцстраха.
Результаты реформирования соцстрахования
Единый социальный налог, включавший страховые взносы, был отменен в 2010 г. Ему на смену пришла система, согласно которой работодатели обязаны перечислять взносы в Фонд соцстрахования. В 2017 г. Фонд соцстрахования разделил право на взыскание, контроль и другие полномочия с Налоговой службой и Пенсионным фондом. В основе реформ — разделение фондов соцстрахования в соответствии с социальными рисками. В сфере страхования по профзаболеваниям обязательна дифференциация тарифов, исходя из отраслевых особенностей.
С начала 2017 г. налоговое законодательство пополнилось новым разделом № 9 под названием «Страховые взносы в РФ» и новой главой, где прописан порядок внесения страховых взносов индивидуальными предпринимателями, физическими самозанятыми лицами, юрлицами. Администрирование страховой системы налоговиками должно существенно сократить бюджетный дефицит страхового фонда к 2020 году, о чем говориться в пояснении к законопроекту «О бюджете ФСС РФ на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 годов». Фонд также продолжает реализацию «пилотного» проекта, в задачи которого входит замена «зачетной» системы прямой выплатой компенсаций региональными фондами соцстраха.
Заключение
Сфера социального страхования имеет ряд очевидных проблем, которые являются помехой для нормального функционирования системы. В настоящее время проходит этап реформирования и модернизации этой сферы. Результатом должна стать максимально эффективная защита работающих граждан и соблюдение страховых принципов.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Социальным страхованием называется форма и механизм защиты работающих граждан, членов их семей. Социальная защищенность выражается в обязательном форм ...
-
Обеспечением незащищенных категорий населения в Древней Руси занималась церковь и состоятельные князья. Однако формы помощи были далеки от постоянных ...
-
Отечественная система соцстрахования идет по пути реформ, базируясь на основах страхования и социальной защиты. Важным критерием успешного функциониро ...
-
Проект, в рамках которого соцвыплаты осуществляются непосредственно страховщиком, стартовал в 2011 г. Инициатором выступил Фонд соцстрахования, куда н ...