Розничное банкострахование для физических лиц
Мировой финансовый рынок за последние десятилетия изменился коренным образом. Доминирующими тенденциями становятся интеграция, консолидация и проникновение различных финансовых элементов бизнеса. Это проявляется в универсализации финансовых учреждений и появлении новых игроков на рынке. Одним из проявлений таких тенденций стало банкострахование. Что же такое розничное банкострахование? Каковы его особенности и основные показатели?
Что это такое и в чем особенности?
По сути все банкострахование делится на страхование физических лиц, страхование юридических лиц и страхование личных рисков банковских учреждений. Таким образом, розничное банкострахование представляет собой систему кросс-продаж, направленную на реализацию банковских и страховых продуктов клиентам, являющимся физическими лицами. Вся система строится на взаимных интересах участников:
- Клиент получает защиту имеющейся финансовой ответственности и тем самым предоставляет гарантию возврата кредитных средств;
- Банк сокращает свои риски и защищает резервы на случай невозврата средств клиентом;
- Страховщик расширяет каналы сбыта услуг, увеличивает рост численности клиентов и так далее.
Таким образом, в той или иной степени каждый из участников сделки остается в выигрыше. Однако не стоит исключать и существующие недостатки банкострахования. Первый из них кроется в финансовой неграмотности населения и низкой страховой культуре. То есть физические лица не видят в страховом продукте преимуществ, а только усматривают навязывание «ненужной» услуги. Вторая проблема, тормозящая развитие сектора, лежит в несовершенстве, а точнее отсутствии полноценного законодательного регулирования сектора. К тому же имеет место несбалансированное развитие рынков как страховых, так и банковских услуг. Но несмотря на все перечисленное, у розничного банкострахование есть хорошие перспективы на дальнейшее развитие и популяризацию.
Какие страховые продукты предлагаются?
Сегмент розничного страхования клиентов включает определенные виды, в том числе связанные с кредитованием и не связанные с ним. При этом стоит отметить, что по итогам деятельности на финансовом рынке именно розничное банкострахование является лидером продаж, по сравнению со страхованием банковских рисков и юридических лиц. Итак, розничное банкострахование предлагает своим клиентам следующие страховые продукты, связанные с кредитованием:
- Ипотечное страхование, в том числе:
- залог;
- титул;
- жизнь заемщика;
- ответственность за непогашение кредита;
- Автострахование, в том числе:
- КАСКО;
- ОСАГО;
- ДСАГО;
- Страхование жизни и здоровья, в том числе от несчастного случая;
- Страхование от потери работы.
Если говорить о ситуациях, не основанных на кредитовании населения, то банки предлагают смешанное страхование жизни, в том числе на дожитие, на случай нетрудоспособности или смерти, а также пенсионное страхование (или ренты), страхование выезжающих за рубеж и другое. Доминирующим в этом сегменте продуктом является страхование жизни и здоровья заемщика, оформляющего потребительский кредит.
Основная статистика сегмента рынка
В целом система продаж страховых продуктов имеет довольно сбалансированную систему. Однако среди посредников все же выделяется банкострахование, по итогам 2017 года на долю этого канала пришелся 41% продаж. А вот в страховании жизни этот канал продаж превалирует. Так, в 2017 году на его долю пришлось 87,4%. Для сравнения агенты смогли реализовать 6%, брокеры и другие юрлица — 4%, остальное (около 3%) было продано без посредников. Примечательно, что такая тенденция сохраняется уже в течение нескольких лет. Так, в 2016 году на этот вид банкострахования пришлось 83%, то есть за год доля выросла более чем на 4%. В таблице ниже представлены основные результаты продаж через банки-посредники.
Ключевой показатель
|
2016
|
2017
|
---|---|---|
Страховые премии, тыс.руб.
|
291 549 570
|
391 237 172
|
Вознаграждение, тыс. руб.
|
77 366 060
|
96 858 552
|
Данные из таблицы позволяют говорить о том, что банкострахование развивается быстрыми темпами. Объемы страховых премий, заработанные для страховщиков увеличились почти на 100 миллиардов рублей. При этом выросло и комиссионное вознаграждение кредитных учреждений с 77 до 96 миллиардов. Максимальное вознаграждение было выплачено за страхование от несчастных случаев (более 50% от общего объема) и за страхование жизни (более 45%). При этом стоить отметить, что размер комиссии за страхование жизни сокращается уже в течение 3 лет.
Основная активность банков по понятным причинам сосредоточена на продвижении продуктов страхования жизни (87,4%) и имущества граждан (34,4%). Сократился объем продаж автокаско и ОСАГО. Это произошло по 2 причинам. Во-первых, автодилеры стали предлагать более выгодные страховые предложения при покупке автомобиля, во-вторых, активно стали развиваться интернет-продажи, с которыми сложно конкурировать. Общий объем премий (по всем видам страхования) за год вырос более чем на 26 миллиардов рублей.
Заключение
Эксперты полагают, что в 2018 году на банковский канал придется более 90% продаж полисов страхования жизни. Если говорить о всех сегментах страхового рынка, то доля продаж в банкостраховании может увеличиться примерно на 4% (с 26 до 30%). На прогнозируемое положение дел скорее всего повлияет ситуация, складывающаяся в банковском секторе — динамика депозитного и кредитного портфелей физических лиц, от которых и зависят страховые сборы.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Интеграция банковских институтов со страховыми компаниями направлена на объединение каналов продаж с целью увеличения прибыльности обеих структур. Мод ...
-
Реализация страховок через банковские каналы приносит выгоду и страховым компаниям, и финансовым организациям. Стратегия продаж зависит от конкретной ...
-
Рост продаж в секторе банкострахования зависит от грамотной маркетинговой стратегии. Одним из главных факторов маркетологи считают создание и продвиже ...
-
Отрасль банкострахования в России продолжает активно развиваться. Финансовые организации, продавая своим клиентам страховые продукты, получают комисси ...